РАТЭК предложил Минпромторгу отказаться от идеи маркировки потребительской электроники

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (в неё входит Huawei, LG, Philips, «М.Видео‑Эльдорадо», Honor, re:store — всего 40 компаний) 13 февраля направила письмо в Минпромторг. В ассоциации настаивают на нецелесообразности включения смартфонов, ноутбуков и телефонов в перечень радиоэлектронной продукции, подлежащей маркировке, пишет «Ъ».

РАТЭК в своём отзыве пишет, что российский рынок ноутбуков, смартфонов и телефонов «является в достаточной степени легальным», около 70% товаров реализуется через федеральные и региональные торговые сети. Поэтому «противодействие незаконному обороту указанной продукции не может быть основанием для введения маркировки».

В Минпромторге сказали, что пока не получили письмо.

В январе министерство опубликовало проект постановления, предполагающего внесение изменений в постановление правительства № 1993. Действующий документ предполагает проведение с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2025 года эксперимента по маркировке узкого перечня компонентов — светотехники, штепселей и т. д., всего около 30 позиций. Поправки включают в перечень смартфоны, ноутбуки, мобильные телефоны (их маркировка начнется с 29 февраля 2024 года) и печатные платы (с 1 июня 2024 года). В пояснительной записке к документу маркировка названа «инструментом противодействия незаконному обороту промышленной продукции».

В эксперименте по маркировке радиоэлектроники участвуют 40 компаний, пояснили «Ъ» в ЦРПТ (оператор системы маркировки). По словам представителя ЦРПТ, она вводится, «чтобы исключить серые схемы поставок техники, с которой не уплачиваются налоги и сборы и которая не соответствует требованиям к качеству и безопасности». Российские производители электроники поддерживают маркировку.

«Она создаёт возможность контроля и борьбы с контрафактом. Не говоря уже о том, что сквозная аналитика в производстве IT‑решений — эффективный инструмент выстраивания доверия и подтверждения безопасности для потребителей», — считает президент «Аквариуса» Владимир Степнов. В Fplus говорят, что маркировка обеспечит прозрачность импорта, что «способствует соблюдению требований, применяемых к продукции российского происхождения».

Собеседник «Ъ», знакомый с ходом обсуждения инициативы, уточняет, что на этапе обсуждения против маркировки выступили торговые сети — прежде всего «М.Видео‑Эльдорадо» и DNS. Источник, принимавший участие в совещаниях в Минпромторге, утверждает, что «одна из крупнейших сетей посредством РАТЭК давно пытается противодействовать инициативам по отслеживанию рынка смартфонов и ноутбуков». По его словам, столь активное противодействие может говорить «о возможном наличии серых схем поставок и боязни того, что они будут раскрыты». В «М.Видео‑Эльдорадо» отказались от комментариев, в re:store и DNS на запросы не ответили.

Основатель Telegram-канала «Сурков о маркетинге» Александр Сурков полагает, что оценка реализации 70% электроники через крупные торговые сети верна с учётом их онлайн-продаж. Долю маркетплейсов в продажах электроники Сурков считает небольшой: «Граждане предпочитают покупать технику там, где могут получить гарантийное обслуживание».

Согласен эксперт и с тем, что сейчас на рынке потребительской электроники не слишком много контрафакта. По его мнению, цель введения маркировки в сегменте состоит прежде всего в том, чтобы выяснить, «какая техника действительно произведена в РФ, а какая лишь маскируется под отечественную».

Источник

Поделиться ссылкой:

Total Views: 82 ,
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *