Компания data.ai представила огромный аналитический отчёт о рынке мобильных приложений и игр в 2023 году.
Приложения
Самым скачиваемым приложением 2023 года стал TikTok, а три последующие строчки заняли сервисы компании Meta, которая признана в России экстремистской и деятельность которой в России запрещена. Пятое место за видеоредактором CapCut, шестое – у Telegram, седьмое – у Snapchat, а замыкают десятку ещё три сервиса экстремистской организации Meta. Таким образом, лишь четыре из десяти наиболее скачиваемых приложений в мире не имеют отношения к экстремизму — очень тревожная статистика.
Но, к счастью, ни одно из этих приложений не попало в десятку крупнейших по пользовательским тратам. Этот рейтинг также возглавил TikTok, второе место – у YouTube, а на третьей строчке – стриминговая платформа Disney+. В пятёрку также вошли Tinder и подписка Google One, далее следует ещё одна стриминговая платформа Max, японское приложение с комиксами Piccoma, сервис знакомств Bumble, профессиональная соцсеть LinkedIn и приложение аудиокниг Audible. Первые шесть приложений заработали в этом году более 1 млрд долларов каждое; Google One и Max это удалось впервые.
А вот по количеству ежемесячно активных пользователей TikTok лидером стать не смог, заняв лишь пятое место: впереди него вновь оказались четыре сервиса экстремистской организации Meta, деятельность которой запрещена в России. В десятку также вошли Telegram, Amazon, Spotify, X (Twitter) и Snapchat.
Предлагает data.ai статистику и по издателям приложений о том, чьих приложений скачали больше. Лидера вы наверняка и сами угадаете, а далее следуют Google, ByteDance (разработчик TikTok), Microsoft, Alibaba (это владелец AliExpress, но самым популярным стало именно приложение для оптовой торговли Alibaba.com), Amazon, InShot, Tencent (разработчик китайского мессенджера WeChat), известная своими фитнес-приложениями AbishkKing и американский ритейлер Walmart. Больше всего денег люди несут в приложения Google, ByteDance, Disney, Match Group (Tinder), Warner Bros. (HBO), Amazon, Tencent, Microsoft, Kakao (Piccoma) и Bumble.
Также data.ai поделилась статистикой по самым популярным жанрам приложений и лидерам в этих жанрах. Лидером по количеству скачиваний стали VPN-сервисы, загруженные почти 4 млрд раз, а целиком рейтинг выглядит так (жанры по убыванию популярности и самое популярное приложение в каждом):
- VPN-сервисы — VPN Super Ulimited Proxy
- Прочие утилиты — Samsung Smart Switch Mobile
- Электронная торговля — SHEIN
- Видеостриминг — Netflix
- Персонализация — TikTok Live Wallpaper
- Фоторедактор — Picsart
- Коммуникации — (сервис экстремистской компании)
- Видеоредактор — Capcut
- Музыка и аудио — Spotify
- Мобильный банкинг — Nubank
- Цифровые кошельки — PhonePe
- Прочие развлечения — Akinator the Genie
- Бизнес-ПО — CamScanner
- Соцсети вокруг медиа — (сервис экстремистской компании)
- Скачиватель — Video Downloader Social Video Downloader
- Управление файлами — ShareIt
- Знакомства — Tinder
- Очистка диска и антивирус — Clean Master Ultra
- Короткие видео — TikTok
- Частные займы — Bajaj Finserv
Игры
Вечным лидером по количеству загрузок остаётся Subway Surfers, да и в целом среди лидеров по скачиваниям преобладают игры с довольно простой механикой. Исключение составляет разве что королевская битва Free Fire, поднявшаяся на вторую строчку. За ней следуют Roblox, индийская настолка Ludo King, три-в-ряд Candy Crush Saga и Royal Match, а-ля-тетрис Black Blast Adventure Master, симулятор бильярда 8 Ball Pool, говорящий кот My Talking Tom 2 и гонка Race Master.
Эти же игры, в основном, входят и в топ по количеству ежемесячно активных пользователей, но совсем в другом порядке. Лидер тут – Roblox, за ним следуют Free Fire, Candy Crush Saga и Subway Surfers, а замыкает пятёрку лидеров Minecraft Pocket Edition. На шестом месте – популярная MOBA-игра Mobile Legends: Bang Bang, далее следуют Ludo King, вечериночная Stumble Guys, футбольный симулятор EA Sports FC Mobile 24 Soccer, а замыкает десятку лидеров PUBG Mobile.
А как же «гена», спросите вы? Не попав в число лидеров по загрузкам и игрокам, она смогла ворваться в десятку крупнейших игр по пользовательским расходам. Правда, лишь на шестое место, уступив Candy Crush Saga, Honor of Kings, Roblox, Royal Match и Coin Master. В десятку сильнейших также вошли Gardenscapes, Monopoly GO, Pokemon GO и королевская битва Game For Peace. Семи лидерам удалось заработать в этом году более $1 млрд, причём Royal Match и Gardenscapes сделали это впервые.
Предлагает data.ai статистику и по издателям игр о том, чьих творений скачали больше. Лидером в этом отношении стала кипрская Azur Interactive Games, флагманский продукт которой — WormsZone.io. Далее следуют Tencent и её Subway Surfers, вьетнамская OneSoft, американская Unity, кипрская SayGames, шведская Embracer, китайская BabyBus, американская Take Two, французская Voodoo и китайская Jinke Culture Outfit 7. Что это всё за компании вообще?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить ещё два рейтинга от data.ai. В первом указаны самые популярные жанры по количеству загрузок, во втором — по количеству часов (а также самые популярные игры в этих жанрах). И по загрузкам уверенно лидируют гиперказуальные игры, три разновидности которых совокупно набрали почти 12 млрд загрузок за год. А вот целиком топ-20 и самые популярные игры в каждой группе:
- Гиперказуальные головоломки — Thief Puzzle
- Гиперказуальные экшн-игры — Attack Hole
- Гиперказуальные симуляторы — My Perfect Hotel
- Симуляторы вождения — Indian Bikes Driving 3D
- Креативные песочницы — Roblox
- Спортивные симуляторы — 8 Ball Pool
- .io-игры — Bridge Race
- Аркадные гонки — Hill Climb Racing
- Гоночные симуляторы — Traffic Rider
- Беговые экшн-игры — Subway Surfers
- Экшн-игры с открытым миром — Rope Hero: Vice Town
- Симуляторы одежды — Doll Dress Up: Sweet Girl
- Детские креативные игры — Toca Life: World
- Симуляторы питомцев — My Talking Tom 2
- Гиперказуальные музыкальные игры — Magic Tiles 3
- PvE-шутеры — Beach War
- Словесные головоломки — Words of Wonders
- idle-симуляторы — Idle Lumber Empire
- 4X-стратегии — Lords Mobile
- Командные deathmatch-шутеры — Call of Duty: Mobile
А теперь посмотрим на количество времени, проведённого в играх. Для трёх самых популярных гиперказуальных форматов оно совокупно составляет 15 млрд часов — то есть игрок в среднем играет в такую игру чуть больше часа. Для креативных песочниц типа Roblox, ставших абсолютными лидерами по игровому времени (60 млрд часов), среднее время игры превышает 40 часов. Королевские битвы и MOBA-игры, которые вообще не попали в топ-20 по загрузкам, заняли 2 и 3 места по игровому времени, отняв у людей по 40 млрд часов – (не менее 70 часов на одну установку!). Получается, что люди чаще скачивают игры, в которые потом не играют, и лишь некоторые жанры заставляют остаться надолго. Рейтинг жнаров по суммарному проведённому времени целиком (+ лидер в каждом):
- Креативные песочницы — Roblox
- Королевские битвы — Free Fire
- MOBA-игры — Mobile Legends: Bang Bang
- Три-в-ряд — Candy Crush Saga
- Спортивные симуляторы — EA Sports FC Mobile 24 Soccer
- Командные deathmatch-шутеры — Call of Duty: Mobile
- Мета-три-в-ряд — Royal Match
- 4X-стратегии — Lords Mobile
- Командные RPG-битвы — Dragon Ball Legends
- Гиперказуальные головоломки — Parking Jam 3D
- Пасьянсы — Solitaire Grand Harvest
- Словесные головоломки — Words of Wonders
- Симуляторы ферм — Township
- Лудо — Ludo King
- Симуляторы вождения — Car Parking Multiplayer
- Билд-баттлы — Clash of Clans
- Раскраски — Happy Color
- Симуляторы-аватары — Sakura School Simulator
- RPG на основе геопозиционирования — Pokemon Go
- Гиперказуальные экшн-игры — Mob Control