Возвращение США на Луну провалилось

Историческая миссия по возвращению американских посадочных модулей на Луну после 50 лет затишья провалилась.

Разработчик посадочного модуля Peregrine компания Astrobotic сообщила, что «у миссии нет шансов на безопасную посадку на Луну». Топлива на борту корабля осталось примерно на 40 часов. Остаётся только собирать телеметрию, чтобы в будущем учесть все ошибки.

Миссия Peregrine началась со старта ракеты-носителя Vulcan компании ULA с разгонным блоком Centaur в космос 8 января в 10:18 мск с космодрома базы Космических сил США на мысе Канаверал во Флориде. Ракета и разгонный блок вывели платформу с модулем Peregrine на заданную траекторию. Отделение также прошло успешно или, по крайней мере, так сообщают. В этом можно сомневаться, поскольку позже Astrobotic выложила фотографию модуля с множественными следами вмятин на защитной оболочке. Впрочем, возможно модуль не помещался под обтекатель ракеты, и его пришлось слегка «отформатировать».

 Источник изображений: Astrobotic

Источник изображений: Astrobotic

Если говорить серьёзно, то самым главным аспектом этого старта стало первое испытание новой ракеты Vulcan и разгонного блока Centaur. Отправка лунного модуля в данной ситуации — это приятное дополнение. Буквально — вишенка на торте. «Вулкан» должен стать рабочей лошадкой Космических сил США без использования в ракете российских ракетных двигателей. Им на смену пришли новые двигатели BE-4 компании Blue Origin. Ракета, ускоритель и двигатели пока далеки от идеала — двигатели всё ещё взрываются время от времени, а на топливный бак ускорителя пришло ССсь наварить 100 кг арматуры, чтобы его не разорвало внутренним давлением, но она полетела и выполнила возложенную на неё задачу, а это дорогого стоит.

Что касается платформы и посадочного лунного модуля Peregrine, то это, прежде всего, попытка снять с бюджетной иглы космические программы США. Причин для этого много. Самая важная из них, пожалуй, это вовлечение в космические программы более широкого круга специалистов. Даже не так — это попытка вырастить армию специалистов за счёт более широкого участия среднего и даже малого бизнеса, благо те же кубсаты позволяют выйти в космос за смешные деньги.

Выведенный в космос модуль не смог сориентировать солнечные батареи и зарядить аккумуляторы. Также он перерасходовал топливо на лишние манёвры или даже произошла утечка. Сейчас топлива у него осталось примерно на 40 часов, чего явно недостаточно на все необходимые манёвры, даже чтобы просто остаться на орбите Луны. Модуль можно считать потерянным.

Не стоит особенно удивляться катастрофе Peregrine. Было бы удивительно, если бы он выполнил возложенную на него задачу и прилунился бы без проблем. Модуль изготавливался с изрядными задержками. На фоне задержек с подготовкой ракеты «Вулкан» это было не особенно заметно, но факт остаётся фактом — частник не следовал графику, и ему за это ничего не было. Свои $100 млн он получил, а дальше пошло, как пошло.

 Источник изображения: ULA

Ракета «Вулкан» с разгонным блоком «Кентавр». Источник изображения: ULA

Чуть хуже обстоят дела со вторым посадочным модулем Astrobotic. Его должны были сделать ещё в начале 2023 года, чтобы отправить на нём на Луну луноход NASA VIPER. Неготовность посадочного модуля на год отложила отправку лунохода, запланированную на конец 2023 года и, судя по неудаче с первым модулем, может ещё надолго задержать это событие.

Пока с освоением частными компаниями Луны не складывается. Частный израильский посадочный модуль Beresheet был разрушен при столкновении с Луной в апреле 2019 года, в то время как японская частная миссия Hakuto, управляемая iSpace, потерпела крушение в апреле 2023 года. Успешные посадки на Луну были только в случае государственных программ. Это смогли сделать СССР, США, Китай и Индия, которая летом прошлого года стала четвёртой страной, успешно прилунившей спускаемый аппарат.

Источник

Поделиться ссылкой:

Total Views: 64 ,
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *