Meta* опубликовала финансовый отчёт по итогам III квартала, в котором отметила снижение выручки и прибыли, рост расходов, а также подскочившие более чем на $1 млрд убытки ответственного за направление метавселенной подразделения Reality Labs. Фондовый рынок отреагировал соответствующим образом: акции Meta* рухнули на 20 %.
Основные показатели компании по итогами III квартала распределились следующим образом:
- доход на акцию — $1,64 против предсказанных аналитиками $1,89 (по версии Refinitiv);
- выручка — $27,71 млрд против прогнозируемых $27,38 млрд (Refinitiv);
- число ежедневно активных пользователей — 1,98 млрд, совпало с прогнозами (StreetAccount);
- ежемесячно активные пользователи — 2,96 млрд, аналитики предсказывали 2,94 млрд (StreetAccount);
- средний доход на пользователя — $9,41 против ожидаемых $9,83 (StreetAccount).
Компании действительно приходится противостоять множеству мощных негативных факторов: резкому падению расходов клиентов на онлайн-рекламу, жёсткой политике конфиденциальности Apple iOS и обострению конкуренции со стороны TikTok. Как результат, выручка Meta* снижается уже второй квартал подряд. Согласно собственным прогнозам компании, в IV квартале выручка будет от $30 млрд до $32,5 млрд, и это согласуется с оценками Уолл-стрит, чьи аналитики ожидают $32,2 млрд. Доходы Meta* упали на 4 % в годовом выражении, а затраты за тот же срок увеличились на 19 % и достигли $22,1 млрд. Операционная прибыль за год рухнула на 46 % и составила $5,66 млрд; чистая прибыль уменьшилась на 52 % и стала 4,4 млрд. Акции Meta* подешевели до $108, опустившись до уровня марта 2016 года.
Источник изображения: prnewswire.com
Ответственное за метавселенную подразделение Reality Labs продолжает наращивать убытки: $3,67 млрд в III квартале — год назад было $2,63 млрд. При этом выручка подразделения упала почти вдвое и остановилась на отметке $285 млн. За этот год Meta* потеряла на Reality Labs $9,4 млрд, и, похоже, это ещё не конец. «Мы ожидаем, что операционные убытки Reality Labs в 2023 году вырастут в годовом выражении. После 2023 года ожидается, что темпы инвестиций в Reality Labs вырастут до отметки, при которой мы сможем достичь целей по увеличению общего операционного дохода компании в долгосрочной перспективе», — заявили в Meta*.
Одним из немногих позитивных моментов для компании стал рост ежедневно активных пользователей из США и Канады со 196 млн в III квартале 2020 года до 197 млн за тот же период текущего года. А основную часть доходов Meta* обеспечивают пользователи из Северной Америки.
Между тем
Количество ежемесячных активных пользователей социальной сети Instagram* выросло до 2 млрд человек по всему миру. По этому показателю платформа догоняет Facebook*, другую соцсеть компании Meta* Platforms.
Источник изображения: Rob Hampson / unsplash.com
Эта информация появилась в финансовом отчёте Meta*, после публикации которого акции компании потеряли в цене около 20 %. Также было объявлено, что мессенджер WhatsApp ежедневно используют более 2 млрд человек. Общее количество ежемесячных активных пользователей семейства приложений Meta* составило 3,71 млрд человек.
Что касается пользовательской аудитории платформы Instagram*, то в июне 2018 года она составляла более 1 млрд человек. За прошедшее время соцсеть претерпела одну из наиболее значительных трансформаций с тех пор как десть лет назад она стала частью Meta* (на тот момент компания называлась Facebook*). Сейчас Instagram* показывает пользователям значительно больше контента на основе их предпочтений, что способствует росту аудитории. Также на платформе появились короткие видео в стиле TikTok, за счёт чего она смогла успешнее конкурировать с китайским сервисом коротких видео.
Эти и другие изменения интегрируются в соцсеть в попытке сохранить актуальность Instagram* в переполненной социальной медиаиндустрии. Для Meta* важно, чтобы её сервисы продолжали заставлять пользователей возвращаться и проводить значительную часть времени в Facebook* и Instagram*. Это связано с тем, что компания получает большую часть дохода от рекламы, размещаемой на этих платформах. Последнее время рекламодатели сокращают расходы на фоне экономической неопределённости, из-за чего Meta* стало сложнее наращивать доход рекламного подразделения.
И ещё
Глава Meta* Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) подтвердил своё намерение продолжать тратить миллиарды долларов на технологии метавселенной, несмотря на беспокойство инвесторов о том, в каком состоянии оказался связанный с онлайн-рекламой бизнес компании.
Источник изображений: Mark Zuckerberg
В посвящённой финансовому отчёту беседе с аналитиками господин Цукерберг наряду с другими руководителями Meta* ответил на ряд вопросов от экспертов, которых встревожил рост расходов компании — они подскочили на 19 % в годовом исчислении и достигли $22,1 млрд. Выручка в III квартале снизилась на 4 % до $27,7 млрд, а прибыль упала на 52 % до $4,4 млрд — в результате акции Meta* рухнули на 19 %.
Отвечающее за технологии метавселенной подразделение Reality Labs за 2022 год продемонстрировало убыток в $9,4 млрд ($3,67 млрд только в III квартале) при доходе, который рухнул на 50 % и стал $284 млн — всё это финансовый директор компании Дэйв Венер (Dave Wehner) объяснил снижением продаж гарнитуры Quest 2. Однако в перспективе Meta* лишь увеличит вливания в Reality Labs: «Мы ожидаем, что операционные убытки Reality Labs в 2023 году вырастут в годовом выражении. После 2023 года ожидается, что темпы инвестиций в Reality Labs вырастут до отметки, при которой мы сможем достичь целей по увеличению общего операционного дохода компании в долгосрочной перспективе».
Аналитик Jefferies Брент Трилл (Brent Thrill) предположил, что пессимизм инвесторов связан с тем, что компания делает слишком большую ставку на экспериментальные направления вместо того, чтобы развивать проверенные временем основные службы компании, и поинтересовался, почему в Meta* считают, что эти эксперименты окупятся. «Я просто думаю, что есть разница между чем-то экспериментальным и незнанием того, насколько хорошим оно в конечном счёте окажется. Но полагаю, что многое из того, над чем мы трудимся в семействе приложений, мы совершенно уверены, будет работать, и хорошо», — прояснил свою позицию Марк Цукерберг. В качестве примеров он привёл службу коротких роликов Reels (клон TikTok), рекомендательные алгоритмы, мессенджер для бизнеса и технологии онлайн-рекламы.
Источник изображений: Oculus
Глава компании отметил, что не может дать немедленного ответа о том, каковы будут масштабы этих изменений, но каждое из них, по его мнению, идёт в верном направлении. Метавселенная в сравнении с ними нацелена на более долгосрочную перспективу, но и она «тоже в конечном итоге сработает». Учитывая сложную макроэкономическую ситуацию, компания, заявил господин Цукерберг, не может предложить одного решения, которое исправит всё разом — сейчас приходится противостоять новой политике конфиденциальности Apple и жёсткой конкуренции с TikTok. На решение каждой из существующих проблем потребуются разные периоды времени.
А с проектом метавселенной компания хочет заручиться гарантией, что судьба новой платформы не будет зависеть от решений конкурентов. Кроме того, Meta* хочет доказать, что по-настоящему инновационные продукты появляются, когда и программную, и аппаратную части разрабатывает одна компания.
И об Apple
Meta* раскритиковала Apple за изменение политики App Store, направленной на получение части доходов от рекламы в социальных медиа. В компании заявили, что владелец магазина приложений подрывает позиции других IT-игроков в цифровой экономике.
Источник изображения: Zana Latif/unsplash.com
Обнародованная на этой неделе обновлённая политика App Store требует от пользователей и рекламодателей оплачивать рекламу в Facebook* или любых других социальных сетях и сервисах непосредственно через приложение, тогда как раньше это можно было делать напрямую.
А как известно, все оплаты в приложениях из App Store проводятся через платёжную систему Apple и компания взимает с них комиссию в размере 30 %. Это означает, что компании вроде Meta* потеряют значительную часть доходов. В Apple, которая взращивает собственный рекламный бизнес, заявили, что требования покупок через приложения услуг по продвижению в соцсетях — только расширение уже существующей политики, и прочие сервисы, кроме продуктов Meta*, уже соответствуют новым правилам.
В компании подчеркнули, что многие годы правила App Store были понятны и недвусмысленно указывали на то, что продажи цифровых товаров и сервисов в приложениях должны в них и оплачиваться. Продвижение постов, по сути, является цифровым сервисом и требует оплаты в приложении.
Согласно политике Apple, приложения, единственной целью которых является продажа рекламы на других носителях, например, билбордах, не должны отчислять Apple комиссии, но в случае цифрового контента это условие уже не работает. В частности, если пользователь платит Instagram* за продвижение личной страницы через приложение для iPhone, Apple имеет право брать комиссию согласно новым правилам.
Медиакомпании уже пострадали от изменений политики конфиденциальности Apple, связанной с ПО для iOS и обязывающей приложения спрашивать у пользователей явное согласие на сбор данных о них. Meta*, которая использует такую информацию для таргетирования рекламы, уже заявила, что изменение лишило её доходов в размере $10 млрд.
Тем не менее, политика получения доли с доходов за продажу услуг будет первым прецедентом, когда Apple начала отнимать часть доходов от рекламы. Ранее компания заявляла, что реклама — та сфера, в которой разработчикам позволяется получать с пользователей столько дохода, сколько им хочется.
* Внесена в перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».