Победили ли фэйковые новости на президентских выборах 2020 года в США?

Перевод ©Dmitry Gaich 2021

Маайан Джаффе-Хоффман, «Джерусалем Пост»

3 ноября 2020 г.

Фэйковые новости и дезинформация становятся победителями этих выборов, независимо от того, кто провозгласил победу после объявления результатов.

Фальшивки об обоих кандидатах наводнили социальные сети, тролли провоцировали и разжигали дискуссии, а технологии позволили политическим партиям контролировать действия и, возможно, даже умы своих потенциальных избирателей. Таким образом, американское общество было лишено возможности сделать продуманное решение о том, кто будет их следующим лидером.

Хороший «медийный рацион» становится всё сложнее получить в США, так считает Исраэл Вайсмел-Манор, эксперт по американской политике в университете Хайфы (Израиль).

«Это, как если бы Вы могли взять в Макдональдсе только бургеркинг, но в Вашей диете нет брокколи или других его составляющих», — замечает он, имея в виду, что у людей больше нет доступа к разнообразию точек зрения в их потреблении медиа. Местные медиа в большинстве своём закрылись, оставив читателям СМИ, которым владеют корпорации. В то же время, с появлением ангажированых медиа-аутлетов, таких как «Фокс», с одной стороны или «Эм-Эс-Эн-Би-Си», с другой, зрители могут выбрать только одностороннее восприятие истории.

Более того, кабельные новости и программы общественного мнения сплели воедино новостной и редакционный контент, запутывая зрителей, которые, к примеру, могут подумать, что то, что говорит журналист Шон Хэннити, является новостями, хотя, на самом деле, это лишь программа, выражающая его мнение.

Кто-то может попробовать компенсировать эту односторонность посредством социальных сетей. Однако, алгоритмы социальных сетей быстро фокусируют внимание читателей на историях и рекламе, которые приведут их к подаче только того содержимого, которое им «нравится». «Внутри этого замкнутого мира, вы руководствуетесь лишь своими мнениями, а это не очень хорошо для демократии», говорит И. Вайсмел-Манор.     

«Вселенная, которую вы видите в «Фэйсбук» – фэйк», считает Техилла Шварц Альтшулер, ведущий сотрудник Института демократии Израиля и глава программы медиареформ института. Она утверждает, что «объективная реальность» искажается в зависимости от того, «что Фэйсбук хочет, чтобы вы увидели». Это явление, усугубленное слоем фантазий, созданных фэйковыми аккаунтами, аватарами и ботами, которые и сами «тоже стараются манипулировать алгоритмом «Фэйсбук».

Простота создания фэйковых новостей с помощью цифровых инструментов только осложняет ситуацию.

Взять хотя бы видео, распространившееся в «Твиттер», в котором Байден во время предвыборной поездки якобы забыл, в каком штате он находится.

В видео Байден обращается к толпе, “Привет, Миннесота!” – событие происходило в Сент-Пол (штат Миннесота).

Однако, видеоредактор умышленно поменял изначальную подпись на экране «Отправьте СМС MN на 30330», на «Отправьте СМС FL на 30330» (MN – аббревиатура от «Миннесота», FL – от «Флорида»), поэтому казалось, что Байден не знает, где он находится.

Видео просмотрели более миллиона раз, прежде чем «Твиттер» пометил его как “манипулируемое медиа” и оно было удалено пользователем.

«Технологии сильно облегчили факт того, что эти вещи стали нормой», — говорит И. Вайсмел-Манор.

Такие гиганты соцсетей, как «Твиттер» и «Фэйсбук» предпринимают новые и решительные инициативы, в отличие от выборов 2016 года, когда они бездействовали.

Во время тех выборов, так называемые онлайн «прокси», такие, как аватары, боты и тролли, направляли поток ложной информации на платформы соцсетей, что было обусловлено относительно небольшими затратами на публикации и возможностью действовать в условиях полной анонимности.

Аватары — это фиктивные цифровые персонажи в сети, выдающие себя за реальных. Боты – программные приложения, созданные для выполнения сетевых действий, имитирующих действия реальных пользователей. Тролли – это пользователи, целью которых является провокация и разжигание споров.

Исследования 2017 года выявили, что около 50 млн аккаунтов в «Твиттер» автоматически велись ботами, как заявил доктор Габриэль Вейманн, профессор университета Хайфы, давший интервью «Джерусалем Пост» по похожему вопросу в апреле 2020 г, когда в Израиле проходили выборы.

В публичном заявлении «Фэйсбук» указал, что российская «фабрика троллей», тесно связанная с Кремлём, потратила порядка 100 тыс. долларов США на рекламу в ходе выборов 2016 года, создав тысячи постов, распространенных через «Фэйсбук» и «Инстаграм». Данные посты были нацелены на воздействие на результаты выборов.

“Российские агенты использовали все возможные социальные сети, включая «Твиттер», «Фэйсбук» и «Ютюб», для влияния на онлайн-дискуссии вокруг кандидатуры Дональда Трампа», — считает Г. Вейманн. «Целью русских… было запутать, отвлечь и повлиять на избирателей».

Посты содержали различного рода идеи, от расового вопроса до иммиграции и оружия, призванные создать споры и разделение между американскими избирателями.

В ходе выборов этого года, крупнейшие социальные сети – «Фэйсбук» и «Твиттер» — объявили, что они предпримут меры, чтобы исключить подобного рода явления на этот раз.

В октябре, например, «Фэйсбук» заблокировал на своих платформах все аккаунты, связанные с теорией заговора «QAnon» (теория, согласно которой Д. Трамп собирается разоблачить международную схему педофилии).

Ранее было заявлено, что «Фэйсбук» будет выполнять мероприятия, направленные на более точную идентификацию, предотвращение распространения или даже блокировку ложных новостей посредством действий сообщества и сторонних проверяющих факты организаций. Компания начала наказывать тех, кто делится фэйковыми новостями, отключая им возможности монетизации.

«Фэйсбук» также обновил свою политику определения оскорбительного контента, запретив все, что отрицает или искажает Холокост, в рамках своей деятельности по борьбе с фейками.

Инициативы сетей достигли пикового уровня, когда «Фэйсбук» и «Твиттер» ограничили распространение статьи «Нью-Йорк Пост» об электронной переписке Хантера Байдена и советника украинской энергетической компании, которые были неподтвержденными.

“Это то, чего мы не могли представить в 2016 году», — сказала Т. Шварц Артшулер.

Другие отметили, что этого, возможно, слишком мало, и это слишком поздно.

Возможно, проблема просто была скрыта. Пользователи до сих пор могут свободно распространять ложную информацию в закрытых группах «Фэйсбук» и посредством платформ частных чатов типа «Вотсапп».

Помимо этого, использование новых технологий и приложений дает кандидатам возможность напрямую обращаться к избирателям – в обход медиа и социальных сетей.

Т. Шварц Артшулер  вспоминает брутальную атаку Д. Трампа на СМИ в кампании 2016 года и его использование соцсетей для обхода прессы.

«Четыре года спустя Д. Трамп избрал целью атаки социальные сети, полагая, что это произведёт похожий эффект на избирателей», — сказала Т. Шварц Артшулер.

Президент обвинил социальные сети в том, что они являются «антитрамповыми» и даже «антиреспубликанскими».

Для обхода социальных сетей, Д. Трамп использовал мобильное приложение выборов, которое, предоставляя новости, в то же время собирало массу частной информации о пользователях.  Приложение было разработано компанией «Phunware», маркетинговой фирмой, расположенной на юге США.

Т. Шварц Артшулер описала приложение в статье, опубликованной в издании «The Marker». Она указала, что в приложении имеются вкладки новостей и постов с «Фэйсбук», видео «Ютюб», фото в стиле «Инстаграм», а также место для закрытых групп единомышленников, таких как женщины, афроамериканцы или испаноговорящие.

Приложение также включало ленту новостей, похожую на те, которые используются в соцсетях, заполненную информацией, направленной против Байдена и других лиц, без указания авторства контента и его источника.

«Это явная попытка удержать избирателей во вселенной альтернативных фактов кампании Д. Трампа», — пишет Т. Шварц Артшулер, «без необходимости прерываться для проверки фактов, соблюдения правил сообщества и редактирования содержимого социальных сетей».

Помимо этого, приложение запрашивает у устанавливающего его пользователя полное имя, номер мобильного телефона, адрес электронной почты и индекс. Также оно запрашивает доступ ко всем контактам на устройстве, в результате чего собирается огромное количество информации. Потом эти данные используются для прогноза поведения и действий пользователей и их друзей, оказывая существенное скрытое влияние на избирателей.

Приложение Трампа похоже на приложение «Elector», использовавшееся премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху на последних выборах в этой стране, но это более продвинутое в техническом плане приложение.

«В 2016 г., Кремниевая долина заменила Нью-Йорк и Вашингтон. В 2020 г. Алабама заменяет Кремниевую долину», говорит Т. Шварц Артшулер, отмечая, что пока многие демократические страны увязли в дискуссиях о том, как отследить политическую рекламу в соцсетях, и насколько прозрачной должна быть эта реклама, сами кампании давно уже находятся в совершенно иной сфере.

То, что ранее считалось фактами, которые могли быть подвергнуты сомнению через альтернативные факты, после открытия ящика Пандоры в 2020 г. подвергается сомнению на наличие каких-либо фактов вообще.

«Общественная сфера – ключевой элемент демократии, который придает информации, направленной на общественность, особую важность», —  считает Майкл Дахан, профессор отдела коммуникаций, общественной администрации и политики академического колледжа Сапир (Израиль).

«Наполнение публичной сферы фэйковыми новостями подобно отравлению колодцев», — продолжает он, «так как это наносит вред способности общественности делать выводы на основе фактической информации».

Оригинал

Поделиться ссылкой:

Total Views: 597 ,
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *