США провели одно из самых масштабных обновлений санкционного SDN-листа: Управление по контролю за иностранными активами американского Минфина включило в него более 150 физических и юридических лиц, среди которых впервые числятся АвтоВАЗ, «Москвич», группа Sollers (производит УАЗы, пикап JAC ST6 и коммерческие грузовички Sollers Argo и Atlant).
«В рамках предпринимаемых сегодня действий правительство США нацеливается на физических и юридических лиц, занимающихся обходом санкций, на тех, кто причастен к укреплению способностей России вести войну против Украины, а также на тех, кто несёт ответственность за расширение объёмов добычи Россией энергоносителей в будущем», — прокомментировали введение новых санкций в Госдепартаменте США.
Каким образом введение санкций скажется на российском автопроме? В Sollers считают, что никаких последствий не будет.
«Мы не ожидаем никаких последствий, поскольку за прошедший год бизнес группы «Соллерс» полностью перестроен на санкционно-устойчивые каналы поставок компонентов, механизмы финансовых расчётов и стратегически ориентирован на технологическую независимость от внешних партнёров», — прокомментировали в компании.
Тем не менее за сотрудничество с любым из этих отечественных производителей теперь можно угодить под американские санкции. По мнению главного редактора издания «За рулем» Максима Кадакова, риски есть. Российский автопром сильно зависит от импорта — сырья, комплектующих и оборудования. Всё это сейчас поставляется в основном из Китая. И перед «восточными партнерами» сейчас может встать вопрос: продолжать сотрудничать с российскими компаниями или переориентироваться на другие внешние рынки. Например, на Европу.
«Кроме того, в Китае кризис перепроизводства, который ещё активнее гонит автопроизводителей и специальные экспортные компании на внешние рынки. Поэтому китайцы будут тщательно взвешивать, что выгоднее — сотрудничать с Россией или сохранить поставки на западные рынки. Ведь продавать машины в Россию никто не запрещает — санкции касаются именно технологического сотрудничества», — поясняет Максим Кадаков.
Пока непосредственной угрозы российскому автопрому нет, но это вовсе не значит, что в перспективе та же JAC не решит, что ей выгоднее развивать бизнес в других странах. Выход — в локализации комплектов и узлов в России, и не на бумаге, а в реальности.
К слову, помимо вышеуказанных китов российского рынка новые санкции введены в отношении крупнейшего российского производителя прицепов «Тонар», «Автодора», группы компаний «Кировский завод», Дубненского машиностроительного завода, НИМИ им. Бахирева, Объединённой металлургической компании и «Ростелеком-Солар».